Интервью для венгерского общефанатского фан-зина "Vendegszektor" vendegszektor.com, мартовский номер которого содержит само интервью и на обложке фото нашего пирошоу в Тирасполе, дал фанат «Локомотива» и автор фан-зина «Локо-пропаганда». Разговор получился очень интересным, тут и история нашего фан-движения в подробностях и особенности выездов в России, про врагов и дружеские контакты с другими движами и про «Локо-пропаганду». Погнали!
1. Представься и расскажи кем ты являешься на трибуне «Локомотива»? Как давно стал болеть за «Локомотив»? Как много выездов, самые дальние где был? Какие видел самые яркие победы? Что-то общее о себе, все в таком духе.
— Приветик! Езжу и активно поддерживаю «Локомотив» по меркам красно-зелёного движения довольно давно — с 2000 года. В тот год был довольно большой приток молодежи, укрепился костяк нескольких основных группировок, а новички и ребята вокруг этой основы самоорганизовались и дали себе в дальнейшем довольно известные названия. В то время мы так и ездили одной большой дружной «семьёй», так как народа было довольно мало (активных фанатов и хулиганов всего около 150 человек). Первая поездка была на электричках в город Воронеж летом 2001 года. Мне было 14 лет. С тех пор я наездил чуть больше 50 выездов за основную футбольную команду, ещё были выезды и за сборную, и за молодёжную команду, и за второй клуб. Несмотря на небольшую цифру был на большинстве ключевых выездов за всё это время - чемпионский выезд в Ярославль’04, победы в Кубке в Астрахани'15 и Сочи'17, несколько выездов общаками на драки с оппонентами Киев'03, Питер'04, Ростов'07, Самара’10, просто важные для движа поездки в разные годы и в разные города. Несколько пришлось и на еврокубки, где мы круто проводили время, дрались, бухали, отдыхали. Чего-то феноменального в этом плане не совершил, таких же парней как я ещё добрая сотня. Но рассказать интересных фактов читателями могу, так как сам всё это время активно катаюсь за командой и активно участвую в жизни трибуны. К тому же, являясь редактором журнала фанатов «Локомотива», обладаю вероятно самой большой информационной базой про наше красно-зелёное движение.
2. Как организована ваша трибуна? Здесь можешь коротко рассказать, что собой представляло фан-движение «Локомотива» в момент зарождения.
Наш клуб — железнодорожный, отсюда и название «Локомотив». А прозвище – «паровозы». Конечно, к клубу какой-то зрительский интерес был прикован с самого его образования. 1936 год, присвоено название спортивному обществу «Локомотив» именно в тот год. Прародителем этого клуба является «Казанка» (Футбольная команда при Казанской железной дороге, одно из направлений от Москвы). В СССР при любом спортивном обществе была масса команд - футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, регби и так далее. Так было и у нас. Отделения были разбросаны по всей стране, эта схема существует и сегодня — хоккейная команда в Ярославле, волейбольный клуб в Новосибирске, хоккей с мячом из Оренбурга, баскетбол в Краснодаре, регби и футбол в Москве. Конечно, везде и всегда поддерживали «Локомотив» люди, но фанатизма как такового в СССР тогда ещё не существовало. Футбольная команда несколько раз завоёвывала Кубок СССР, но в Чемпионате особых успехов не добилась, в еврокубках никогда не участвовала.
«Локомотив» мог собирать и по 50000 тысяч человек на домашней игре, но это были обычные любители футбола, которые к нашему клубу никак не были привязаны. Неудачи на полях и вылет в первую лигу автоматически отталкивал от нас московскую аудиторию, в то время как другие московские команды довольно успешно бились в еврокубках с иностранными профи.
Конец 70-х и начале 80-х болельщики советских клубов начали организовываться и принимать классический вид фанатов (в общеевропейском понимании). Начали носить атрибутику, выделяться в общей серой массе на трибуне, ездить на выезд. 22 мая 1981 году четверо парней, на рабочем грузовике одного из них, впервые организованно и целенаправленно поехали на выездную игру «Локомотива» в первенстве первой лиге (второй уровень футбола) в город Кострома за 350 километров от Москвы. Эта поездка и считается датой основания движения. Цветами (спустя некоторое время) выбрали красно-зелёные. Долгие годы фанатизм «Локомотива» дома состоял из нескольких десятков человек, а ездило по стране до 10. И, конечно, мы были самой НЕпопулярной командой из большой московской пятёрки (спартак, динамо, цска, торпедо, Локомотив).
Дальнейший рост красно-зелёного фан-движения пришёлся на общесоветский подъём, 88-89 года, когда в некоторые города отправлялись за «Локо» до 25 суппортёров. «Локомотив» долгое время балансировал между высшей и первой лигой, как раз в 1988-ом вернувшись в высшую лигу. Эти ребята, многие из которых ездят и сейчас, сохранили наше фан-движение и в переходное для всей страны время. Можно отметить несколько цифр: Харьков’88 (647 км) - 23, Донецк’88 (860 км) - 17, Минск’88 (676 км) - 20, Вильнюс’89 (790 км) - 12, Ярославль’90 (250 км) – 15, Сухуми’90 (1438 км) – 5, Киев’91 (755 км) – 5, Запорожье’91 (896 км) – 8.
Развал СССР в 1991 году изменил расстановку сил на футбольной карте страны – теперь за место под солнцем нужно было бороться с «Океаном» из Находки, «Камазом» из Набережных Челнов, «Динамо» из Ставрополя. Уверен, ваши читатели не то что о существовании таких команд не слышали, но даже и сами города не с первого раза на географической карте разыщут. И это пришло на смену матчам с топовыми советскими именами «Динамо» Киев, «Динамо» Минск, «Араратом» Ереван, «Шахтёром» Донецк и так далее. Упал зрительский интерес, трибуны собирали минимальные количества. Все движения выживали как могли, даже на матчи «спартака» в Лужниках иногда приходило всего несколько тысяч людей, что же говорить про «Локомотив»?!
В 1986 году в качестве тренера в «Локо» приходит Юрий Сёмин. Он бывший игрок нашего клуба. Никто тогда не мог подумать, что вся современная история успеха и развития московского «Локо» будет связана именно с ним. Опережу дальнейший рассказ – всё, что вы знаете и слышали о «Локомотиве» - это благодаря этому человеку. Конечно, шёл вперёд он не в одиночку. Основного качественного скачка клуб добился при президенте клуба Валерие Филатове. Этот тандем сделал из барахтающегося внизу таблицы клуба Чемпиона страны, многократного обладателя Кубка России и постоянного участника Еврокубков. Конечно, на протяжении всей истории клубу помогали влиятельные люди из политики – Министры путей и сообщения (отрасль государства, которой принадлежал наш клуб), в разные временные отрезки это были разные люди, но роль в развитии их была не меньше чем у тренеров и футболистов. Таков был и есть российский футбол – без государственной подпитки практически любой клуб пока ещё обречён на вымирание. Возможно когда-то это изменится, но пока живём так.
В первый же год образования этого тандема (в первом Чемпионате России 1992 года) клуб пробивается в Кубок УЕФА, где уступает итальянскому «Ювентусу». Дальше – больше. Вторые и третьи места позволяли участвовать в Европейских баталиях в будущие годы – гостевой матч с мюнхенской «Баварией» и сейчас вспоминают с довольной ухмылкой (победа 1:0 над победителем Кубка УЕФА того розыгрыша), матчи с португальской «Бенфикой» в Кубке Кубков. Те встречи постепенно приковывали интерес к не самому популярному клубу. Болельщики и других московских команд полюбили ходить на трибуны уютного стадиона в Черкизово (именно так прозвали район, где располагается наш стадион). Далее были несколько взятий Кубка России и новые участия в Кубке Кубков (европейский кубок, в котором участвовали исключительно победители Кубков своих стран, сейчас его нет) – дважды мы доходили до полуфиналов этого интересного соревнования, а по некоторым из тех матчей «Локомотив» распознают и сейчас – победы над греческим «АЕК», отличные матчи с немецким «Штутгартом», не проигранное противостояние с итальянским «Лацио». Параллельно зарабатывали медали и в Чемпионате России. Тот «Локомотив» влюбил в себя тысячи красно-зелёных сердец. Про полные трибуны на важнейшие матчи еврокубков также нужно упомянуть. Правда, настоящих преданных фанатов всё никак не прибавлялось. «Локо-81» (именно так себя называло фан-движение) было до 100 человек дома и несколько десятков на выезде. Некоторые цифры того времени: Воронеж’92 (467 км) – 8, Волгоград’94 (912 км) – 10, Вараждин Хорватия’96 (1810 км) – 2.
«Балтика» (Калининград) – «Локомотив» 1997
«Шинник» (Ярославль) – «Локомотив» 1998
1997 год становится началом следующего этапа для красно-зелёного фан-движения. Активизация народа, привлечённого участием в еврокубках, и общий рост интереса к фанатскому движению в России (появление первых настоящих ультрас и хулиганских группировок, издание первых фанатских журналов, первые большие организованные драки между фанатами), небольшие улучшения в качестве жизни в России после голодного и бедного переходного периода. Всё это вылилось в выездные рекорды для нас. В период 97-99 молодёжь организуется в настоящие группировки – так появляются «Ультра Локо» и «Викинги». Первые специализировались на выездах, вторые стали именно боевым крылом, но в стычках с оппонентами выступали вместе. Выездные цифры переваливают за сотню паровозов. Первые хулиганские столкновения с другими фан-движениями происходят именно в этот период. Активность с каждым годом растёт, народ всё прибавляется и прибавляется, этому способствуют и победы клуба как внутри страны, так и встречи в матчах Еврокубков, где «Локо» играет не очень удачно – уступает победителю того розыгрыша Кубка УЕФА английскому «Лидсу» и испанскому «Райо Вальекано», в отборе к ЛЧ терпим поражение от турецкого «Бешикташа».
Появляется ещё несколько молодых новых названий (Train’s Team, Street Band и другие) – все они исповедуют хулиганский стиль. В то время фанатское движение было политизировано, повсюду были кельтские кресты, руны и прочие атрибуты «правого» движения. Не оставались в стороне и красно-зелёные, которые также были сторонниками националистических идей. Так что, если вам говорят про красно-зелёных, что это какой-то левый движ, или вы видите наклейки левого содержания с нашей эмблемой – это какая-то провокация не имеющая ничего общего с реальностью. В 2001 году «Локо» впервые пробивается в групповой этап ЛЧ, легендарная переигровка в австрийском «Тироле», матчи группового этапа с «Ромой» и «Реалом», где российский клуб достойно показал себя, но дальше не прошёл. Сезоны 2000 и 2001, а также первую половину 2002 мы играем на разных стадионах Москвы, ведь наш родной стадион закрывают на реконструкцию. Из-за этих скитаний мы постоянно теряем в количествах на домашних матчах, ведь большую часть того время «домом» нам служил небольшой стадиончик в подмосковном Раменском (это 45 км от Москвы). С тем временем связаны, наверное, самые лучшие воспоминания для активных фанатов, да и, что таить, для меня тоже. Ведь именно в то время закалялся еженедельными приключениями и поездками и я.
«Локомотив» – «Боруссия» 2002
Так продолжается до 2002 года. К тому моменту множество старых парней перестаёт ходить на стадион, а молодёжь остаётся предоставлена сама себе. Достраивается наш новый «старый» стадион, на нём мы базируемся до сих пор. Снова участие в ЛЧ, выход из группы, и вот оно то, к чему шли всё это время – Чемпионство, которое мы оформляем в «золотом» матче с ЦСКА. Даже на небольшом стадионе «Динамо» мы теряемся среди красно-синей армии. Этой победой «Локомотив» дал себе развитие во всех планах на долгие годы вперёд. На новый стадион постепенно идёт народ, ведь на то время он – один из самых современных в России. Полные трибуны на матчах с «Барселоной», дортмундской «Боруссией», «Реалом». «Миланом». С каждым годом домашняя посещаемость растёт, появляется группа людей, которая занимается исключительно организацией поддержки и перфомансами. К сожалению, именно они стали виновниками искажения понятия ultras в России, которое здесь до сих пор так и не приобрело первоначального исторического статуса – когда «ультрас» это не только поющая и танцующая часть трибуны, но и люди готовые всегда и везде показать всем «кто есть кто» — вражеским фанатам, полиции, любым другим нашим противникам. Вновь великолепное участие в ЛЧ и несколько крутых выездов по постсоветскому пространству. Второе чемпионство мы празднуем на выезде в Ярославле в 2004 году – и это ещё одна ступень к росту. На ту игру из Москвы приехало неожиданное количество красно-зелёных – около 3500 человек. Конечно, после этого посещаемость и количество выездных паровозов снова скакнули вверх. Всё сложнее основным (хулиганам и старым) стало держать под контролем всё, что происходило на трибуне – отсюда появление огромного количества самостоятельных групп хулиганов и фанатов, которые в дальнейшем всё же вырастут и станут основой движения. Но этого они добьются сами, без помощи старшего поколения, пройдя сквозь кучу ошибок и поражений. Будет создана фанатская организация United South, куда войдут все более-менее значимые коллективы того времени. Это будет новый виток свежего воздуха и интересных идей. То время также одно из самых важных для российского фанатизма – самые массовые драки в городах и весях, многотысячные выезда, несчётное количество сожжённой пиротехники, самые масштабные и красивые перфомансы. Этот «золотой век» паровозного фанатизма продлится до 2009 года. Да, к тому времени остановился рост практически полностью.
Цифры того периода - Санкт-Петербург’97 (634 км) – 38, Измит Турция’97 (1759 км) – 12, Ярославль’98 (250 км) – 109, Ярославль’99 (250 км) – 260, Санкт-Петербург’2000 (634 км) – 200, Ростов-на-Дону’2001 (959 км) – 85, Донецк’2003 (860 км) – 130, Киев’2003 (755 км) – больше 1000, Ярославль’2004 – около 3500, Самара’2005 (854 км) – 550, Пятигорск’2005 (1358 км) – 200, Берген Норвегия’2005 (1716 км) – 45, Ярославль’2006 – 3200, Томск’2006 (2877 км) – 55, Владивосток’2007 (6417 км) – 70, Ростов-на-Дону’2007 (959 км) – 600, Санкт-Петербург’2007 – 2300, Афины Греция’2007 (2232 км) – 133, Казань’2008 (723 км) – 2000, Хабаровск’2009 (6147 км)– 37, Томск’2009 (2877 км) - 130.
Финал Кубка 2007. ФК «Москва» – «Локомотив»
Начиная с 2010 в клуб приглашают президентом женщину, которая сразу показывает себя абсолютным непрофессионалом, которая открыто пошла на конфликт не только с известными тренерами и футболистами из прошлого, но и полностью рассорилась с активными фанатами. Настоящим фанатам запрещали приходить на свой стадион, пытались купить, вытравливали со стадиона всеми способами, разваливали клуб изнутри. Всё это время посещаемость домашняя лишь падала, многие ушли со стадиона в ожидании лучших времён. Те, кто оставался на трибуне, боролся как мог – бесконечные баннеры против президентши, попытки срыва матчей пиротехникой, давление через шизу и кричалки. Рано или поздно это было должно закончиться. В конце 2016 года сменилось руководство Российских Железных Дорог (государственная организация, которой принадлежит клуб «Локомотив»), которое в свою очередь захотело изменений и в нашем ФК. Её сменил новый президент. Дальше настало то самое «Светлое будущее»…
Празднование ухода Смородской
Цифры того периода: Лозанна Швейцария’2010 (2367 км) – 90, Пермь’2011 (1155 км) – 400, Трнава Словакия’2011 (1587 км) – 109, Афины Греция’2011 (2232 км), Брюссель’2011 (2253 км) – 172, Бильбао Испания’2012 (3182 км) – 212, Томск’2013 (2877 км) – 91, Лимассол Кипр’2014 (2369 км) – 150, Тула’2014 (173 км) – 3000, Астрахань на финал Кубка России’2015 (1271 км) – около 1000, Лиссабон Португалия’2015 (3907 км) – 200, Стамбул Турция’2015 (1756 км) – 361, Эльбасан Албания’2015 (2067 км) – 83, Оренбург’2016 (1227 км) – 335.
Новый президент сразу пригласил в тренерский штаб того самого легендарного Юрия Сёмина, который поднимал наш клуб на вершину раньше. Вернулись традиции, вернулся самый лучший коллектив, вернулись бывшие футболисты (уже в качестве тренерского состава), вернулись фанаты на трибуны. Вновь настал праздник в Черкизово. В первые полгода обновлённый «Локомотив» выигрывает Кубок России, а на финальный матч выезжает астрономическая цифра красно-зелёных в 7000 человек. А уже на следующий год мы берём Чемпионство. Просто фантастика! Мы вновь счастливы как дети. Полный стадион фанатов «Локомотива» наблюдал за этим триумфом в игре с питерским «Зенитом», когда гол в самой концовке поверг всех в полнейший экстаз. Попадание прямиком в группу ЛЧ, где ожидание не совпало с реальностью – мы не смогли выйти из довольно простой группы, но спустя десятилетия услышали гимн на нашем стадионе. Мы ненавидим УЕФА и коммерциализацию футбола, но эти мгновения, когда на твоём стадионе при полных трибунах звучит эта музыка – пробирает насквозь, хочется, чтобы твой небольшой клуб вопреки всему и всем громил грандов европейского футбола под нашу пиротехнику и громкую поддержку.
Цифры этого времени:
Сочи на финал Кубка России’2017 (1361 км) – 7000, Хабаровск’2017 (6147 км) – 58, Копенгаген Дания’2017 (1711 км) – 315, Тирасполь Молдавия’2017 (1168 км) – 260, Оломоуц Чехия’2017 (1527 км) – 620, Мадрид’2018 (3441 км) – 230, Ницца’2018 (2530 км) – 664, Краснодар'2018 (1195 км) – 4000, Тула’2018 (173 км) – целая трибуна (не поддаётся исчислению, многие ещё и не попали на стадион).
«Локомотив» – «Зенит» 2018
Что будет дальше, пока не ясно. В конце 2018 года вновь сменился президент клуба. Как он поведёт себя и найдём ли мы с ним диалог – пока серьёзная тайна. Но фан-движение «Локомотива» готово к достижению новых высот и к новым вызовам.
***Все расстояния взяты с сайта
ru.distance.to, из расчёта прямого расстояния от географического центра одного города до географического центра другого населённого пункта.
3. ...до каких размеров спустя десятилетия фан-движение разрослось. Что этому способствовало. Что представляет собой сейчас (как много людей собирается на топ матчи и какая минимальная посещаемость дома, насколько активно ездите на выездные матчи)? Перечисли названия нескольких наиболее важных группировок, пометь где из них ультрас (если таковые есть), где хулиганы.
Сейчас «паровозы» довольно большая сила. Средняя посещаемость в 2018 году на домашних матчах 13500. Если убрать гостевых фанатов, то цифры будут всё равно больше 10 тысяч, что для нас приличный показатель. Мы стали третьими в Москве по этим цифрам. Менеджеры клуба стараются привлекать новичков на трибуны, ну и мы пытаемся не отстать – создаём красочную и слаженную атмосферу на трибунах. В прошедшем сезоне много людей вновь вернулось на стадион «Локомотив», мы очень рады этим старым фанатам. На этот сезон был рекорд по купленным абонементам на наш стадион (5849 штук). О количестве активного народа сложно говорить в целом, от матча к матчу в поддержке может участвовать как один сектор (200-300 человек), так и вообще вся Южная трибуна (трибуна, где расположена наиболее активная часть фанатов, ультрас и хулиганов). А это уже 2-3 тысячи человек.
Цифры по выездным матчам разных лет я привёл выше. Но в целом средние показатели такие: до 700 км – это в среднем 2-3 тысячи человек, от 700 до 1300 км – это в среднем 500 человек, от 1300 и выше – до 100 щщей. На всех расстояниях бывают свои исключения и приятные неожиданности. На евровыездах, в зависимости от сложности перелётов, от 100 и выше человек. Уже долгие годы нет ни одного выезда, где был бы зафиксирован 0 паровозов.
Среди хулиганов сейчас наиболее известны Викинги, Train’s Team, One Hit Wonders, Cosmo Trains, Funny Friends, молодёжь вокруг них, а также несколько менее известных организаций в совокупности и составляют топовый состав красно-зеленых. Иногда в сводках появляются и старые названия – Ультра Локо, Mad Dobermans Firm, Street Band, питерский филиал из Unwelcome Guests. Но это скорее желание «тряхнуть стариной» или таково стечение обстоятельств. Практически за все самые крупные перфомансы, визуальную картинку и голосовую поддержку сейчас отвечают люди из United South. Это, наверное, комплексное название всех наиболее активных людей на трибуне красно-зелёных фанатов. Важно, что всё больше людей хотят и могут участвовать как в поддержке команды, так и в экшенах на террассах и возле них. Мы движемся в верном направлении.
«Волга» – «Локомотив» 2011
Нужно упомянуть и о большом количестве болельщиков «Локо» из других городов. Особенно они заметны на российских выездных играх. Наиболее многочисленны и активны ребята из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Ижевска, массы других городов. Они большие молодцы, что продолжают ездить и поддерживать «Локо». Удачи и развития им.
4. Назови ваших самых принципиальных соперников, как исторических, так и тех, что появились по каким-то другим причинам, если таковые есть. В первом случае имеется в виду понимаешь что, «Торпедо», «Спартак» и кто-то там еще, не знаю кто. Здесь же расскажи немного об истории соперничества, как давно оно появилось. Упомяни о каких-то наиболее массовых стычках или акциях, в каких годах это было... А во втором случае, я не знаю может у вас такого и нет. Здесь имеется в виду враги вроде полиции, вашей президентши, кавказских команд. Если считаешь нужным, то можно об этом не упоминать, достаточно будет рассказа и о ваших исторических врагах.
Так как наше фан-движение было всегда в тени более крупных московских течений, то поэтому и интерес к нам никак не проявляли до поры до времени. Этому способствовала достаточно специфическая дружеская обстановка на нашем стадионе на домашних играх, особенно во время матчей еврокубков. Тут могли встретиться представители всех московских движей без какого-либо урона и насладиться интереснейшими матчами при полных трибунах. Как раз с расцветом 97-98 года и появлением небольшого фанатско-хулиганского состава, и нашей дружбой с лагерем «Динамо»-ЦСКА, появилось и первое противостояние. Случилось оно с чуть более возрастным движением московского «торпедо», которые выбрали себе нежное прозвище *pedo. Мы (как настоящие гетеросексуалы) возненавидели их странное увлечение. Первые драки произошли 1998 году. Сходились в драках несколько лет исключительно на своих матчах дома или в гостях. Так было до 2000 года – расцвет кажуал стиля в Москве. Хулиганы начали своё развитие - стали использовать телефоны, начали приезжать на левые матчи оппонентов, появились лесные договорные драки. Конечно, и наши отношения не стояли на месте, способствовал этому и временный переезд «Локомотива» в подмосковное Раменское, который только дал простор для творчества хулиганам обоих клубов (тем более местные фанаты также стали нашими принципиальными врагами). Период 2000-2001 был одним из самых активных, драки происходили маленькими и довольно большими составами где только можно. Почти каждые выходные! Весёлое было времечко. В большей части этих пересечений победа была на стороне более многочисленных и более опытных (читай взрослых) врагов. Но и мы не стояли на месте, подрастало новое поколение. На одном из дерби (2004 год) оппоненты смогли собрать состав около 150 человек, нас в этот день было не больше 50. Так и жили, нам приходилось сложно из-за молодости состава. Этот сложный период пришёлся на 2002-2004 год. Когда городская активность хулиганов в целом спала, «Локо» и «педо» продолжали мутить и драться постоянно, это отличало наши пусть и не масштабные, но очень активные отношения. Всё также провожали друг друга на выезды, постоянно забивались в лесу, мутили в дни матчей друг друга, приезжали на фанатские вечеринки, дрались на рок-концертах, состыковывались на презентациях новичков команды. Встречались вообщем очень и очень активно.
Победы футболистов не заставили ждать увеличения нашего количества бойцов, теперь уже паровозы могли собирать довольно внушительное число. В массовых пересечениях победа оставалась за паровозами, но в забивных лесных встречах или за счёт продуманных акций чаще побеждали торпедоны. 2005-2008 годы были в нашем соперничестве не так активны, но всё же оппоненты периодически навещали друг друга, иногда рукоприкладствуя в лесах. У паровозов в тот период сместились приоритеты – несколько новых оппонентов, которым нужно было показать их место, а их клуб вылетел в низший дивизион. В ноябре 2008 года сошлись главные организации двух движений – "Troublemakers" от них и «Викинги» от нас по 40 человек. К сожалению, горькое поражение наших соратников. После этого началось длительное затишье. У обоих движей сменилось поколение, у нас росла молодёжь и усиленно готовилась для драк в лесу. Время шло. Ничего не менялось — результат активности по отношению друг к другу был на нуле. Все попытки вычислить их заканчивались безуспешно. В лесу стороны боялись встречаться, так как ожидали подставы. «торпедо» продолжал барахтаться в низших лигах. Даже один раз распадался, никак не получалось встретиться в личном противостоянии. Долго выжидали. Наконец, спустя 8 лет в 2014 году вновь два дерби. Оба не заканчиваются ничем примечательным. Мелкие стычки, больше информационного шума и ненависти на стадионе. Потом их клуб снова перестают финансировать и ч-б начинают вновь со второго дивизиона. Так мы и не можем вернуться к тем старым отношениям, многие из их топовых коллективов двигаются вместе с хулиганами «Спартака», сами они что-то делают крайне редко. Можно сказать, что сейчас стороны приблизительно на одном уровне по качеству и количеству составов, но проверить в бою эти догадки в ближайшее время вряд ли получится.
Из других противостояний можно выделить нашу неравную конкуренцию с московским «Спартаком» и питерским «Зенитом». Их количество и возрастной состав (а соответственно и качество) пока нами не достижимы. Периодически происходят встречи на уровне отдельных коллективов, в разных возрастных и численных форматах, но чаще всего победа остаётся за нашими соперниками. Возможно с течением времени мы как-то и сможем с ними бороться на равных любыми количествами, но в обозримом будущем это просто нереально. Хотя по всем параметрам мы скорее двигаемся вперёд. Посмотрим, что будет лет через 5-10.
Также можно выделить противостояния с провинциальными фан-движениями из Ростова-на-Дону и Самары. Первые несколько лет с начала этих противостояний (которые были спровоцированы именно ими) стороны дрались постоянно, в основном за счёт активности и желания паровозов. Но год за годом активность оппонентов (особенно в Москве) была всё ниже, а сейчас самарцы захлебнулись в проблемах с полицией, а ростовчане во внутренних противоречиях в движении. Уже давно ничего не происходило в наших взаимоотношениях.
Есть ещё несколько мелких клубов с которыми у нас есть вражда, но сейчас о них даже упоминать не стоит, так как сравнивать их с нами просто невозможно, они в основном прозябают в низших лигах.
Если говорить в целом, то с участием паровозов давненько не было новостей на околофутбольных ресурсах. Разве что периодически получается зацепиться с кем-то на международной арене. Как говорят все, «Околофутбол в России мёртв». Чуть больше свободы хулиганы получают во время европейских путешествий, где пытаемся что-то предпринимать. Готовность ко всему в Трнаве (2011), боевой выезд в Бильбао и драки с местным населением (2012), приезд на забивную тему и победа в Чехии с «Брно» (2014), движухи в Стамбуле в 2015 году вокруг матча с «Бешикташем», очень активное участие в марсельских событиях на ЕВРО2016 во Франции большого числа паровозов, мощный состав и нестыковки с различными оппонентами во время выезда в Чехию в 2017 году, драка в Праге со «Спартой» в одном из баров на том же выезде, наконец, свежие зарубы в Гельзенкирхене с «Шальке». Паровозы готовы к различным раскладам, скорее всего вот так в открытую русские могут действовать только на выезде в Европу, дома сейчас идёт мощный пресс полиции. Никто не хочет лезть на рожон.
5. Имеют ли фанаты «Локомотива» официальную дружбу с группами или движениями других клубов?
Так сложилось, что мы всегда были сами по себе. Официальной дружбы нет ни с одним фан-движением как-то не сложилось. Есть нейтральные отношения и личные контакты. Но назвать их «официальной дружбой» нельзя. На хулиганском уровне абсолютный нейтралитет с московскими ЦСКА и «Динамо». Это сложилось исторически. Более того некоторые красно-зелёные фирмы периодически дрались вместе с фирмами ЦСКА против их оппонентов, получали боевой опыт, учились можно сказать.
В России долго существовал принцип «Фанат фанату – друг и брат!», поэтому отличные отношения сохранились с фанатами (особенно возрастными) из различных городов России, где также давно существует фанатское движение – «Ротор» Волгоград, «Амкар» Пермь, «Кубань» Краснодар. Но дружбой между движениями это, конечно, не назвать, скорее уважительное отношение.
Во время выезда в Трнаву в 2011 году за нас приехало некоторое количество хулиганов словацкой «Жилины». Познакомились с ними, обменялись контактами. Они и сейчас частенько появляются на наших евровыездах – в Граце, в Оломоуце были их парни с баннером. На одной из своих домашних игр они поздравили наш клуб с чемпионством текстовым баннером. Общение есть, но опять же назвать это дружбой движений нельзя. Не знаю насколько этот контакт понравится вашим читателям, но это так. «Жилина» – крепкие и активные молодые ребята, ещё покажут себя.
Во время крайнего выезда в Германию за день до нашей игры домашний матч проводил «Локомотив» из Лейпцига, куда пожаловало несколько десятков красно-зелёных. Контакты были и раньше, но столь массовый приезд был впервые. Всё прошло в хорошей дружеской атмосфере, под общение и распитие алкоголя. Наверняка, это направление мы ещё будем развивать!
Вообще мы пропагандируем (в частности я) боление за железнодорожные клубы по всему миру – именно поэтому в Венгрии я отдаю свой голос за «Дебрецен» :-), но пока на его матчах я ни разу ещё не был, хотя слышал, что московские паровозы периодически там появляются.
6. В России очень много дальних выездов. Каким видом транспорта вы обычно путешествуете? Сколько времени это занимает? Приведи пример самых дальних выездов «Локомотива»? Если знаешь назови цифры. Перечисли евровыезда 2018 года и выездные цифры если возможно.
Да, как ни крути, расстояния на внутрироссийских соревнованиях сильно отличаются ото всех европейских стран. Например, у «Локомотива» самый ближний выезд считается Тула, а это всего 173 км. Напомню, что, когда наш стадион был на реконструкции в 2000-2001 годах, мы ездили на домашние игры в город Раменское. 45 км от Москвы! И это почти каждую неделю.
Всё чаще российские фанаты летают самолётами по стране и в Европу. Это средство передвижения с каждым днём всё больше равняется в цене с поездами и автобусами. Главное — выигрывает по времени.
Да, в 80-90-ых главным средством передвижения были электрички и поезда, фанаты могли добираться до места назначения несколько суток почти без денег. В конце 90-ых им на смену пришли автобусы – фанаты ездили за тысячи километров с минимальными удобствами, но зато дружными компаниями. Позже поезда стали приоритетней автобусов – они стали доступнее, комфортнее, там можно было спокойнее сесть и пообщаться. Года с 2007 начало своё развитие направление авиаперелётов – в России появился первый авиа дискаунтер, что существенно снизило затраты на выезд по воздуху. Сейчас проще полететь на самолёте, чем тратить время и нервы на поездки другим видом транспорта.
При этом остаётся место романтики в фанатизме. В европейских сводках мы часто видим новости – те то отправились на выезд на мотороллерах, на катере/корабле/пароме и другое. Несмотря на гораздо большие расстояния российские фанаты придумывают не менее интересные расклады – ездят на выезд на велосипедах, идут пешком несколько сот километров, плывут на надувных лодках. Какими-то способами пользовались и паровозы. какие-то использовали единицы и из других движений. Мы рассказываем об интересных случаях :-). Стали нередки воспоминания из прошлого и поездки на пригородных электричках за тысячи километров от дома. Сам я, например, ездил на электричках летом в Пермь (1155 км) вместе с десятком таких же любителей футбола. Было много алкоголя, смеха и экстрима. Мы ехали больше двух суток и это было по-настоящему круто. Нормальной практикой стали посещения зимних сборов нашей команды в Европе. Для разнообразия и для угара мы ездим за вторую команду по Второй лиге (третий эшелон российских лиг) в маленькие или новые для нас города.
Этот (2018 ый) сезон не стал своеобразным. В Чемпионате России и кубке мы показали среднестатистические цифры: Оренбург (1227 км) – 206, Самара (854 км) – 526, Краснодар (1195 км) – около 1000, Стамбул Турция (1756 км) – 277, Калининград (1088 км) – 430, Красноярск (3354 км) – 225, Порту Португалия (3688 км) – 326, Казань (723 км) – 901, Гельзенкирхен Германия (2049 км) – около 1000. Мы впервые были на самом западном выезде в рамках российских соревнований выезде – в Калининграде. Там был классный выездной перфоманс на новеньком стадионе. В Самару также был первый выезд после Чемпионата мира в России. Хорошие цифры для нас в Португалии и выездной рекорд для визового выезда в Германии. Вообщее крайний выезд стал самым ярким – отличный состав, хорошая драка, красивый выездной сектор. В новом году не факт, что мы попадём в Еврокубки, поэтому скорее всего сосредоточимся на внутренних соревнованиях, а для кого-то ключевыми может станут поездки на молодёжную Лигу УЕФА – уже в феврале мы играем в Загребе против местного «Динамо» в плей-офф, при этом точно будем участвовать в следующем розыгрыше как чемпионы России в возрасте U-19!
7. Мы видели ваш баннер Lokomotiv Geographic во многих местах. Что такое Lokomotiv Geographic — бренд или группа? Что это значит для вас?
Lokomotiv Geographic, насколько я знаю, задумывался несколькими людьми как бренд одежды для красно-зеленых фанатов. И сейчас принты с этой надписью любимы многими паровозами. Ими же был сделан довольно большой баннер, который становится лицевым/главным на многих выездах, особенно он актуален во время европоездок. Ребята, раскручивавшие этот бренд, сами же вдохнули жизнь в свой проект — во время каждого выезда вместо классических достопримечательностей они ехали в красивые природные места — горы, пустыни, леса, мыс, море, океан, заповедники. Тем самым они стимулировали и других фанатов «Локо» к новым путешествиям, к открытиям, рассказывали о том, как нетривиально провести время на выезде. Это интересно, это красиво, респект им за новую мотивацию!!!
8. Расскажи что-то общее в фан-сцене в России. Перечисли топы из Москвы и Питера. На кого бы ты порекомендовал обратить внимание? Что тебе нравится, чем доволен или не доволен? Можешь посетовать на то, как заебали спортики и веганы :)
Российская фан-сцена сейчас переживает не лучшие времена. У людей появились деньги, возможности, сделали нормальные стадионы, чемпионат стал более-менее интересным. При этом усилилось внимание полиции (аресты и запреты за любое «нарушение»), руководство лиги так и не научилось действовать во благо болельщиков (матчи в минус 15 градусов, переносы игр за неделю до назначенного времени, составление календаря лишь на несколько месяцев вперёд), желание ввести Fan ID, который уже показал свою ненужность во время Чемпионата мира.
Отличный пример. Российские фанаты могут сделать крутой перфоманс любой сложности, вложить в это гигантские деньги, а в день матча всё запретит какой-то руководитель, которому показался в этом перфомансе «вселенский заговор».
Всё чаще в действия фан-движения вмешивается настоящая политика – лоббирование определённых людей из политики на трибунах стадионов за деньги и другие ништяки.
Вы же периодически смотрите видео с драками из России? Юнион против Ярославки пару лет назад, драка армейцев с «Ромой» в Москве и множество других событий. После каждого более-менее масштабного события происходят задержания и обыски дома у фигурировавших людей или банд. Евро 2016 во Франции? Несколько человек были задержаны и отсидели сроки в тюрьме, а многих до сих пор ловят в аэропортах по всей Европе из-за тех событий. Выбежали на поле или зажгли файер? Получите несколько суток ареста и запрет на большой неопределённый срок для посещения стадиона. Кричали что-то про Албанию или Турцию? Получите уголовное преследование и домашний арест. Примеров привести можно большую массу. Методы борьбы с фанатами в каждой стране достаточно похожи. Весь Чемпионат Мира в России стал праздником. Ни один здравомыслящий фанат не хотел действовать в агрессивном ключе во время этих дней – города были наводнены агентами в штатском и просто полицейскими, тотальный контроль с помощью камер в Питере и Москве. Поэтому все просто присоединялись к веселью и распитию алкоголя в центре города. Так всем спокойнее. Было забавно наблюдать как на забитой после московского матча Никольской улице ходили и смотрели на полную безнаказанность иностранцев группы хулиганов разных клубов. В другое время по всему центру творился бы настоящий ад, это точно. А когда засвеченный в чём-либо околофутбольном человек ехал во время Чемпионата Мира в другой город – власти запросто могли остановить автобус или маршрутку и доставить именно его в полицию для профилактики, или специально агенты в штатском заходили в поезда, чтобы проверить документы и пообщаться с вами о жизни.
Это если о грустном. Позитива мало, но и он есть. Основные люди всех клубов постепенно переходят к воспитанию трибуны, привитию хорошего стиля и настоящих ценностей футбольных фанатов. Появились несколько интересных коллективов, которые вышли из хулиганской среды, но при этом пытаются организовать трибуну и поддержку. Такие есть почти у всех московских команд. Фанблок и ЛВЧ у армейцев, поющая компания стариков у «мяса». Развитие «Зенита» в трибунной поддержке – отдельная история, на мой взгляд они откатились немного назад из-за переезда на новую арену, но вскоре, пообтеревшись и увеличив количество, снова выдадут что-то сногсшибательное, не хуже, чем поляки на своих новых стадионах.
На месте иностранцев в России я бы обратил внимание (конечно, кроме топов из Москвы и Питера) на провинциальные движения – «Ротор» Волгоград и «Кубань» Краснодар. Сейчас спад стадионной активности наблюдается по всей стране. Но эти движи всегда были наиболее яркими.
9. Расскажи о «Локо-пропаганде». Сколько номеров, каковы тиражи, где и как распространяете, о чем содержание и так далее.
Печатные фанатские издания в России выходят уже давно. Так получилось, что я, совсем молодым, полностью погрузился в фанатизм, а, чтобы быть «в теме» покупал всю информационную продукцию, что распространяли фанаты того времени (конец 90х) - журналы, книги, видео и аудио кассеты, причём почти любых клубов, в том числе и зарубежных. Помню, как в свой день рождения я шёл не за игрой на приставке, а ехал купить фанзин на подаренные деньги. Любовь к журналам осталась.
Давным-давно, в 1999-2001 годах у красно-зелёных существовал другой фанзин – «Паровоз». Вышло всего 4 номера. Формат А4, около 60 страниц. Конечно, он был зачитан всеми до дыр. Огромная благодарность издателям!!!
В какой-то момент захотелось чтобы у паровозов вновь был журнал. Так появится несколько криво сделанных номеров в электронном виде, напоминавшие программки к домашним играм, которые также бесплатно распространяли в фанатском офисе возле стадиона напечатанными. Один из таких номеров сделали уже с профессиональной печатью (формат А4, тираж 50 штук, 44 страницы). Это был 2011 год. Особого отклика журнал не получил, но энтузиазм не иссякал.
К началу 2013 года был подготовлен уже первый номер с названием «Локо-пропаганда» - журнал классического формата для постсоветского пространства, включивший весь накопленный опыт за это время. К 2019 году вышло уже 9 номеров. Периодичность где-то раз в полгода. Сейчас готовится юбилейный Десятый номер. Формат А5, цветная обложка, чёрно-белая внутренность, 60-80 страниц, тиражи в районе 200 экземпляров каждый номер. Крайний номер вышел почти на 200-ах страницах.
Много фото и эксклюзивной информации. По содержанию – подробный рассказ обо всех более-менее значимых событиях в движении, интересные отчёты о выездах и хулиганских драках, материалы об истории красно-зелёного фан-движения, материалы об истории нашего клуба и спортивного общества, рассказы об иностранных фанатах европейских железнодорожных клубов (были вью с Локо Пловдив, Локо Лейпциг, Дебрецен), интервью с известными красно-зелёными фанатами, идеологические статьи. Классический набор для таких изданий.
10. Что ты думаешь о культуре печатных фанзинов в Европе? Что будет в будущем?
На сегодня мне известны три типа именно клубных журналов, которые имеют право на существование. Во-первых, это фанзин под каждый домашний матч, который коротко, ясно и бесплатно расскажет о жизни фанатов клуба, коротко уведомит всю трибуну о каком-то событии или выскажет свежее мнение, дополнив поток информации из интернета. Во-вторых, это годовой альманах. С массой отчётов, большим количеством красивых фотографий, рисунков, различными мнения, вся отчётность за текущий год с цифрам, фактами, пояснениями. В-третьих, журналы о лайф-стайле и футболе, сделанные вокруг определённого клуба или региона, с эксклюзивными авторскими статьями лидеров мнений или необычным взглядом на повседневные вещи и дела. Из таких отмечу несколько фанзинов с островов – Англия и Шотландия. Голландии. Конечно, нельзя не отметить влияние общефанатских журналов типа TMK или Blickfang Ultra, были попытки сделать и в России журналы подобного формата. Но такие проекты быстро замораживались.
Интернет победил, это ясно каждому здравомыслящему. Но вот эти варианты – рабочие! Люди либо оставят для истории, чтобы показать потом детям свою молодость, либо узнают что-то реально новое и отложат на полку или выкинут бумажный носитель.
11. Насколько ты осведомлен об ультрас-сцене Венгрии?
Честно говоря, лично я постоянно интересуюсь ультрас-сценой всей Европы. Конечно, интересно и то, что происходит в Венгрии. Из последнего могу выделить несколько моментов.
То, что у вас пропагандируется вокруг сборной – это фантастически круто! Объединение всех фанатов/ультрас/хулиганов на всех уровнях – важнейший момент. Для нас это было нормой ранее долгое время, а сейчас просто нереально. Наша сборная совершенно неинтересна, ведь за неё играют не русские футболисты, а натурализованные бразильцы, немцы и другие «легионеры». Я даже не говорю про другие виды спорта кроме футбола. У вас я вижу поездки за футбольную сборную, на гандболе тоже всё круто, скорее всего и другие виды спорта не забываете.
Ещё один классный момент – общефанатские турниры по единоборствам. Это однозначно в плюс. Хоть и не всегда получается обходиться без конфликтов за пределами ринга. В Москве что-то подобное проходит периодически. Но не в таких масштабах. Здесь бы все передрались между собой! Точно!
В Венгрии силён не только футбол. Но и, например, гандбол. У «Дебрецена», за которым я слежу, очень сильная женская гандбольная команда. Они участвую в Лиге Чемпионов. Их поездки за неё и шиза на домашних матчах всем стадионом не может не вдохновлять! К сожалению, у нас (московских паровозов) нет вообще никакого развития в зальных видах спорта, иначе бы мы тоже где-то периодически так угарали в межсезонье.
Очень интересна ситуация вокруг клуба из Дунайска-Стреда «ДАК». Когда на его важные матчи собираются хулиганы со всей Венгрии. Это что-то из ряда вон выходящее.
Конечно, я слежу за «Дебреценом», мне он интересен с точки зрения посещения матчей и фанатской движухи. Тем более бюджетный авиаперевозчик может привезти любого русского из Москвы в Венгрию всего за несколько тысяч рублей. Поэтому приезжайте в Россию на футбол – здесь также может быть интересно! А мы и так вас посетим :-).